Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью и хвалишь за нее других собак

Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью и хвалишь за нее других собак

Прочтите отрывок из письма.

«Чего же ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за неё других собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против врагов, если его царство раздирается междоусобиями? …И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных бранях… А что ты писал, что будто бы « [ты и твои друзья бояре-воеводы] покорили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки», — это справедливо, если речь идёт об одном Казанском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были…

[Ливонские] города, по-твоему, достались нам благодаря старанию наших изменников. Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами… сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алексея (Адашева) и от вас — не стоит подробно и рассказывать!»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Автор письма — царь Алексей Михайлович.

2) Письмо было написано в XVI в.

3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник.

4) В письме упоминаются члены Избранной рады.

5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо.

6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти.

1) Автор письма — царь Алексей Михайлович. Нет, неверно, автор — Иван Грозный.

2) Письмо было написано в XVI в. Да, верно, это фрагмент переписки Ивана Грозного с Курбским.

3) Адресат письма, с точки зрения автора, изменник. Да, верно, об этом свидетельствует фрагмент текста: «И выходит, что ты — ничтожество; дома ты — изменник. »

4) В письме упоминаются члены Избранной рады. Да, верно, это Сильвестр, А. Адашев.

5) Автор письма указывает на единодушие в отношении к войне, в период которой было написано письмо. Нет, неверно, в тексте указано, что Сильвестр и Адашев критиковали идею Ливонской войны.

6) В том же веке, в котором было написано данное письмо, русские земли освободились от ордынской власти. Нет, неверно, они освободились в XV веке, а письмо написано в XVI веке.

Источник

Из письма Ивана Грозного

А что ты писал, будто бы «эти предстатели’ поко­рили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки»,— это справедливо, если речь идет об одном Ка­занском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были. А насчет бранной храбрости снова могу уличить тебя во лжи… Всем ведь из­вестно, как жестоко пострадали православные от варваров — и от Крыма, и от Казани: почти половина земли пустовала. А ког­да мы. начали войну с варварами, когда в первый раз послали на Казанскую землю своего воеводу, князя Микулинского с товарищами, вы все говорили, что мы посылаем их в наказание, в виде опалы, а не для дела. Какая же это храб­рость, если вы считаете службу за опалу? Так ли следует поко­рять прегордые царства? Бывали ли такие походы на Казанскую землю, когда бы вы ходили по желанию, а не по принуждению? Когда же бог оказал нам свое милосердие и покорил христиан­ству этот варварский народ, то и тогда вы настолько не хотели воевать с нами против варваров, что из-за вашего нежелания к нам не явилось более пятнадцати тысяч человек’. А разве при взятии города (Казани) вы не собирались, напрасно губя право­славное воинство, начать битву и неподходящее время, и сдела­ли бы это, если бы я вас не удержал? Когда же город. был взят, вы, вместо устроения, занялись грабежом! Это ли покорение царств, которым ты так надменно хвалишься? Лишь те воины достойны похвалы, которые воюют по собствен­ному убеждению, с охотой.

Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами. сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алек­сея (Адашева) и от вас! Когда же мы послали тебя и нашего боярина и воеводу Петра Шуйского на год против германских горо­дов, мне пришлось более семи раз посылать к вам, пока вы, наконец, пошли с небольшим чис­лом людей и лишь после многих наших напоминаний взяли свы­ше пятнадцати городов. Это ли ваше старание, если вы берете города после наших писем и напоминаний, а не по собственному стремлению?

Поголовно мы вас не истребляем, но изменникам всюду бы­вает казнь: и в той стране, куда ты поехал, ты узнаешь об этом подробнее. Мы еще милостиво вас наказали,— если бы мы наказали тебя так, как следовало, то

те­бе бы не удалось уехать от нас к нашему врагу. Но мы, доверяя тебе, отправили в эту на­шу вотчину, и ты изменил нам, как собака. »

Читайте также:  Сколько будет весить собака если в 3 месяца весит 3 кг

С 1. Определите, к кому обращается Курбский в своём послании. Какое событие, связанное с автором и адресатом, предшествовало написанию письма?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее 3 аргументов, которые приводит Иван Грозный в защиту своей суровой позиции по отношению к изменникам.

С3 О каких войнах упоминает автор письма? Укажите их даты. Чем каждая их них закончилась для России?

С 4 Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI веке? (Назовите не менее трёх реформ). В чём заключалось их значение? (Назовите не менее 3 положений).

С5 Ниже приведены 2 точки зрения на опричнину.

1) Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

2) Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.

Укажите, какая из названных точек зрения Вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх аргументов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Источник

Из письма Ивана Грозного

А что ты писал, будто бы «эти предстатели’ поко­рили и подчинили прегордые царства под властью которых были ваши предки»,— это справедливо, если речь идет об одном Ка­занском царстве, под Астраханью же вы не только не воевали, но и в мыслях не были. А насчет бранной храбрости снова могу уличить тебя во лжи… Всем ведь из­вестно, как жестоко пострадали православные от варваров — и от Крыма, и от Казани: почти половина земли пустовала. А ког­да мы. начали войну с варварами, когда в первый раз послали на Казанскую землю своего воеводу, князя Микулинского с товарищами, вы все говорили, что мы посылаем их в наказание, в виде опалы, а не для дела. Какая же это храб­рость, если вы считаете службу за опалу? Так ли следует поко­рять прегордые царства? Бывали ли такие походы на Казанскую землю, когда бы вы ходили по желанию, а не по принуждению? Когда же бог оказал нам свое милосердие и покорил христиан­ству этот варварский народ, то и тогда вы настолько не хотели воевать с нами против варваров, что из-за вашего нежелания к нам не явилось более пятнадцати тысяч человек’. А разве при взятии города (Казани) вы не собирались, напрасно губя право­славное воинство, начать битву и неподходящее время, и сдела­ли бы это, если бы я вас не удержал? Когда же город. был взят, вы, вместо устроения, занялись грабежом! Это ли покорение царств, которым ты так надменно хвалишься? Лишь те воины достойны похвалы, которые воюют по собствен­ному убеждению, с охотой.

Как же ты научился от отца своего, дьявола, говорить и писать ложь! Вспомни, как, когда началась война с ливонцами. сколько мы услышали укоризненных слов от попа Сильвестра, от Алек­сея (Адашева) и от вас! Когда же мы послали тебя и нашего боярина и воеводу Петра Шуйского на год против германских горо­дов, мне пришлось более семи раз посылать к вам, пока вы, наконец, пошли с небольшим чис­лом людей и лишь после многих наших напоминаний взяли свы­ше пятнадцати городов. Это ли ваше старание, если вы берете города после наших писем и напоминаний, а не по собственному стремлению?

Поголовно мы вас не истребляем, но изменникам всюду бы­вает казнь: и в той стране, куда ты поехал, ты узнаешь об этом подробнее. Мы еще милостиво вас наказали,— если бы мы наказали тебя так, как следовало, то

те­бе бы не удалось уехать от нас к нашему врагу. Но мы, доверяя тебе, отправили в эту на­шу вотчину, и ты изменил нам, как собака. »

С 1. Определите, к кому обращается Курбский в своём послании. Какое событие, связанное с автором и адресатом, предшествовало написанию письма?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее 3 аргументов, которые приводит Иван Грозный в защиту своей суровой позиции по отношению к изменникам.

С3 О каких войнах упоминает автор письма? Укажите их даты. Чем каждая их них закончилась для России?

С 4 Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI веке? (Назовите не менее трёх реформ). В чём заключалось их значение? (Назовите не менее 3 положений).

С5 Ниже приведены 2 точки зрения на опричнину.

1) Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

2) Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.

Укажите, какая из названных точек зрения Вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх аргументов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Источник

Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью и хвалишь за нее других собак

восстания (слух о том, что «Анна Глинская. вымала сердца человеческие, да клала в

воду, да тою водою, ездячи по Москве, да кропила, и оттого Москва выгорела»,

описание убийства Ю. Глинского в церкви), сходные с рассказом комментируемого

таковую высоту, еже Иван святый, кропити», Грозный имеет в виду слух,

распространившийся среди восставших, что Анна Глинская вызвала московский пожар

Великого в Кремле: Грозный хочет, невидимому, сказать, «что загорелась и эта

Читайте также:  Ушибы у собак лечение в домашних условиях

высочайшая колокольня, на которую невозможно было брызгать воду, стоя на земле (в

лишь о пожаре в соседнем Успенском соборе и в «многих церквах каменных»); может

быть, однако, что Грозный имеет в виду какой-то слух, что Глинская брызгала с

колокольни Ивана Великого.). В этом ли состоит достойная служба: наших

бояр и воевод, что они, собираясь без нашего ведома в такие собачьи

сборища, убивают наших добрых бояр, да еще-наших родственников?

Этим ли душу за нас полагают, что всегда жаждут отправить нас на тот

свет? Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом не следуют! Чего же

ты, собака, хвастаешься военной храбростью и хвалишь за нее других

собак и изменников? Господь наш Иисус Христос сказал: «если царство

разделится, то оно не сможет устоять»; кто же может вести войну против

врагов, если его царство раздирается междоусобиями? Как может цвести

дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: если в царстве нет благого

устройства, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель

недостаточно укрепляет войско, то скорее он будет побежденным, чем

победителем. Ты же, не думая об этом, одну храбрость хвалишь; а на чем

если хочешь утвердить храбрость на самовольстве и междоусобных

Был в это время при нашем дворе собака Алексей, ваш начальник, еще в

дни нашей юности неизвестно каким образом возвысившийся из

батожников [низших служителей]; мы же, видя измены вельмож, взяли его

из навоза и сравняли его с вельможами, надеясь на его верную службу.

Каких почестей и богатства удостоили мы не только его, но и его род!

Какой же верной службой он отплатил нам за это? Дальше услышишь.

Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа

Сильвестра, надеясь, что он, человек, стоящий у престола Господня,

побережет свою душу; он, коварный, начал сперва как-будто творить благо,

следуя священному писанию, и я, зная из писания, что следует без

сомнения покоряться добрым наставникам, повиновался ему добровольно,

но по неведенью; он же, удостоившийся при жизни нести серафимскую

службу, попрал свой священнический обет и право предстоять с ангелами у

престола Господня, у которого всегда стремятся преклониться ангелы и где

вечно приносится в жертву божественный агнец, соблазнился властью,

подобно жрецу Илье, и начал, подобно мирским, окружать себя друзьями

Наиболее подробный рассказ о правлении Сильвестра и Алексея Адашева содержится в

восхваляет этих лиц и именует кружок, собравшийся вокруг них, «избранной радой»

политическом и социальном характере этой «избранной рады» весьма сложен.

Восторженная характеристика, данная ей Курбским, и резко отрицательная, данная

Грозным, естественно, создавали у историков впечатление, что «рада», подобно

Курбскому, защищала княжеско-боярские интересы (ср. напр.: В. И. Сергеевич. Русские

юридические древности, II. СПб., 1900, стр. 367-371). Однако, документальные

источники, сохранившиеся за эти годы, противоречат такому выводу: реформы 50-х

годов, проведенные при Сильвестре и Адашеве, были направлены против остатков

феодальной раздробленности и носили прогрессивный характер (ликвидация системы

наместничества, судебная реформа, раздача земель служилым); В связи с этим в

исторической науке установился критический подход к замечаниям Грозного и

Курбского об «избранной раде», высказанным в ходе острой полемики и относящимся к

«избранная рада» (которую он отожествляет с «ближней думой» царя) имела

«компромиссный состав», но проводила прогрессивную политику, соответствующую

интересам дворянства. И. И. Смирнов (Иван Грозный, стр. 87) считает вообще понятие

«избранной рады» фикцией и полагает, что сближение Сильвестра и Адашева с

княжатами произошло лишь в начале 60-х годов. Полемическая тенденциозность

комментируемого рассказа проявляется и в характеристике «собаки Алексея»

(Адашева) как выходца из «гноища» (навоза) и бывшего «батожника» (буквально:

слуга, расчищающий путь с помощью палки; может быть, однако царь иронически

указывает этим на то, что Адашев был «рындой» при дворе). В действительности

Адашевы представляли собой провинциальный (костромской) дворянский род, и уже

отец Алексея, Федор Адашев, выполнял ответственные поручения государя (ср. Н. П.

всех архиепископов, епископов и весь священный собор русской

529; ср.: С. О. Шмидт. Челобитенный приказ в середине XVI столетия. Изв. АН СССР,

1551 г. («писание» царя этому собору, содержащее действительно мотивы «взаимного

прощения» и примирения, см. в «Археографическом обзоре», стр. 522). В старой

Грозный между 1547 и 1550 гг. созывал на Лобном месте представителей «из городов

всякого чина», и на этом «соборе примирения» (первом земском соборе) и состоялось

то всеобщее прощение, о котором говорит царь в комментируемой грамоте (см.:

Устрялов, прим. 264 и 21 к его изд. «Сказаний Курбского»). Однако, как указал

Платонов, известие о «соборе примирения» основывается на вклейке конца XVII в. (а

может быть и начала XVIII в.) в так называемую Хрущевскую Степенную книгу и

представляет собою, невидимому, позднюю легенду, созданную на основе «Стоглава» и

комментируемого послания Курбскому (С. Ф. Платонов. Статьи по русской истории.

СПб., 1903, стр. 219 ел.; характеристика Адашева как выходца из «нищих»,

содержащаяся в этом тексте Хрущевской Степенной книги, явно навеяна замечаниями

Грозного в его послании.) и получили прощение от нашего отца и богомольца

митрополита всея Руси Макария за то, что мы в юности возлагали опалы

на вас, бояр, и за то, что вы, бояре, выступали против нас; после этого мы

Источник

Чего же ты собака хвастаешься военной храбростью и хвалишь за нее других собак

Послания Ивана Грозного

Читайте также:  Регулируемая подставка для мисок для собак своими руками

Книга состоит из двух основных частей. Первая часть представляет собой

посланий, выполненный Я. С. Лурье. Книга предназначена для студентов

высших учебных заведений, преподавателей, а также тех, кто занимается

углубленным изучением истории России.

Д.С.ЛИХАЧЕВА и Я.С.ЛУРЬЕ

ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИИ Я. С.ЛУРЬЕ

ЧЛЕНА КОРРЕСПОНДЕНТА АН СССР

В. П. АДРИАНОВОЙ-ПЕРЕТЦ

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР

Послания Ивана Грозного

Первое послание Курбскому (1564)

Погодинский список с продолжением по списку Археографической

Текст «сборников Курбского» ……….77

Послание английской королеве Елизавете (1570) ……….128

Первое послание шведскому королю Иоганну III (1572) ……….134

Второе послание шведскому королю Иоганну III (1573) ……….140

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь (1573) ……….158

Послание Василию Грязному (1574) ……….184

Послание Симеону Бекбулатовичу (1575) ……….187

Послание Полубенскому (1577) ……….192

Послание Яну Ходкевичу (1577) ……….201

Второе послание Курбскому (1577) ……….205

Послание Тетерину (1577) ……….211

Послание польскому королю Стефану Баторию (1581) ……….212

Послания от имени бояр

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Д. Бельского (1567) ……….240

Послание Гр. Ходкевичу от имени Бельского……….246

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Ф. Мстиславского (1567) 247

Послание Гр. Ходкевичу от имени Мстиславского……….251

Послание Сигизмунду II Августу от имени М.И. Воротынского (1567) 252

Послание Гр. Ходкевичу от имени Воротынского……….258

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.П. Федорова (1567) ……….265

Послание Гр. Ходкевичу от имени Федорова……….266

Послания Ивана Грозного

Первое послание Курбскому (1564) ……….270

Послание английской королеве Елизавете (1570) ……….323

Первое послание шведскому королю Иоганну III (1572) ……….331

Второе послание шведскому королю Иоганну III (1573) ……….336

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь (1573) ……….353

Послание Василию Грязному (1574) ……….370

Послание Симеону Бекбулатовичу (1575) ……….373

Послание Полубенскому (1577) ……….375

Послание Яну Ходкевичу (1577) ……….384

Второе послание Курбскому (1577) ……….388

Послание Тетерину (1577) ……….392

Послание польскому королю Стефану Баторию (1581) ……….393

Послания от имени бояр

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Д. Бельского (1567) ……….419

Послание Гр. Ходкевичу от имени Бельского……….424

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.Ф. Мстиславского (1567) 425

Послание Сигизмунду II Августу от имени М.И. Воротынского (1567) 428

Послание Гр. Ходкевичу от имени Воротынского……….433

Послание Сигизмунду II Августу от имени И.П. Федорова (1567) ……….439

Послание Гр. Ходкевичу от имени Федорова……….440

Послесловие (В.П. Адрианова-Перетц) ……….442

Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV

Археографический обзор посланий Ивана Грозного.

(Составили Д.С. Лихачев и Я.С. Лурье) ……….495

ПОСЛАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

Иван Грозный. Древнерусский портрет, находящийся в Копенгагене

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОМУ (1564)

ПОГОДИНСКИЙ СПИСОК С ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПО СПИСКУ

Царево государево послание во все его Росийское царство на

крестопреступников его, на князя Андрея Курбсково с товарищи о их

Бог наш Троица, иже прежде век сый*, ныне есть, Отец и Сын и Святый

Дух, ниже начяла имать, ниже конца, о немже живем и движемся есмы,

имже цари царьствуют и силнии пишут правду; иже данна бысть

единороднаго Слова Божия Иисусом Христом, Богом нашим, победоносная

херугви крест честный, и николи же победима есть, первому во

благочестии царю Констянтину и всем православным царем и

содръжителем православия. И понеже смотрения Божия слова всюду

исполняшеся, божественным слугам Божия слова всю вселенную, яко же

орел летанием (Испр.; П летаем.) обтекши, даже искра благочестия доиде

и до Росийского царствия. Сего православия истинного Росийского

царствия самодержавство Божиим изволением почен от великого царя

Владимера, просветившаго всю Рускую землю святым крещением, и

великого царя Владимера Мономаха, иже от грек достойнейшую честь

восприемшему, и храбраго великаго государя Олександра Невскаго, иже

над безбожными немцы победу показавшего, и хвалам достойного

великого государя Дмитрея (П Дмитрея нет ), иже за Доном над

безбожными агаряны великую победу показавшего, даже и до мстители

неправдам, деда нашего, великаго князя Иванна, и закосненным

Курбскому, отличается от обычного титула дипломатических грамот (ср. стр. 144). Как

обычно, этот титул начинается с перечисления атрибутов Бога (мы опускаем это

перечисление в переводе), но после этого следует не перечисление владений царя

грамотах), а изложение родословия русских князей, предков Грозного. «Врагами

христианства» царь называет польско-литовских правителей и военачальников, которых

русские источники того времени неоднократно обвиняли в разграблении православных

церквей; с этим связано и сравнение их с тремя византийскими императорами-

многочисленных посланиях (А. М. Курбский, Соч., изд. 1914. стлб. 411, 449, 461 и др.),

а впоследствии и в своем завещании (там же, стлб. 529), в связи с тем, что род его вел

свое происхождение от прежних ярославских князей (от князя Ивана Васильевича

Ярославского, потомка князей Смоленских).

прародителствия землям обретателя, блаженные памети отца нашего

великаго государя Василия, даже доиде и до нас, смиренных

скипетродръжания Росийского царствия. Мы же хвалим за премногую его

милость, произшедшую на нас, еже не ( П не нет) попусти десницы нашей

единоплеменною кровью обагритися, понеже не восхитихом ни под кем же

царьства, но Божиим изволением и прародителей и родителей своих

благословением, яко же родихомся во царьствии, тако и воспитахомся и

возрастохом и воцарихомся Божиим повелением, и родителей своих

благословением все взяхом, а не чюжее восхитихом. Сего православнаго

истинного христьянского самодержства, многими владычествы

владующаго, повеление, наш же кристьянский смиренный ответ бывшему

прежде православнаго истиннаго кристьянства и нашего самодержания

болярину и советнику и воеводе, ныне же крестопреступнику честнаго и

животворящего креста Господня, и губителю хрестьянскому, и ко врагом

кристьянским слугатою, отступлыши божественнаго иконнаго поклонения

Источник

admin
Adblock
detector