Ч айтматов пегий пес бегущий краем моря чему учит

Краткое содержание Пегий пес, бегущий краем моря Айтматова

В книге описывается период Величественной женщины – Рыбы. Она стала родоначальницей всего человеческого рода. В книге рассказывается о гуманной жизни людей в виде стихов. В этом рассказе говорится о необычных жителях Сахалина. Жителей называют нивхи. Люди нивхи жили на островке возле Охотского моря. По легенде в земном шаре кроме воды ничего не существовало. Основателем суши стала уточка Лувр, которая построила гнездо из собственных перьев. Так и возникли материки.

Книга рассказывает о жизни одного мальчика по имени Кириск, который готовился стать мужчиной. По исполнению 11 лет он обязан выйти в море. Выход в море может предопределить, станет ли мальчик охотником. Кириск полагал, что он уже взрослый человек и ничего не боялся. Совместно с Кириском решили отправиться отец по имени Эмрайин, главный человек села Орган. Также вместе с ними решил поплыть кузен отца Мылгун. Во время плавания Кириск издалека увидел утес, который был подобен пегому псу, бегающий краем моря.

Для улова рыбаки решили отправиться в бухту нерп. Кириск должен поймать одну рыбу, распотрошить его. Затем он должен вытащить печень и сесть его в сыром виде. Только в этом случае мальчик может стать настоящим охотником. Поймать рыбу мальчику удалось со второго раза. Через некоторое время отец мальчика заметил, что у них заканчивается питьевая вода. У них был всего 1 бочонок воды, который должен хватить на 4 человека. Внезапно на них нагрянул сильный шторм, который сбил их с дороги домой. Мальчик и его родные много дней провели в открытом море. При этом старшие старались экономить воду. Когда уже стало невмоготу, Орган решил поплыть на остров своим ходом. Поскольку Кириску было совсем плохо. Вместе с Органом поплыли и остальные, кроме Кириска. Оставшись без сил Кириск лежал, совсем не двигаясь. Вдруг он увидел перед собой дух Пегого пса, который пришел к нему на помощь. Присутствие Пегого пса означало, что мальчик уже дома. Кириск почувствовал прилив и благополучно вернулся домой с родными.

Книга учит людей тому, что несмотря ни на что, нужно верить в лучшее и в чудеса.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Айтматов. Все произведения

Пегий пес, бегущий краем моря. Картинка к рассказу

Сейчас читают

За один день перед читателями проходит, казалось бы, целая жизнь зека Ивана Денисовича Шухова. Утро на зоне как всегда начинается с раннего подъема ( в пять часов). Но в этот раз барак не открывают. Значит, есть время для подработки

В книге описывается жизнь одного человека в Петербурге. Главного героя зовут Михаил Иванович Мошкин. Герой работал чиновником, профессором в колледже, которому исполнилось 50 лет. В один день Мошкин пригласил своих друзей на обед.

Герой рассказа провел все свое детство в не большом городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – это имя героя, он был сыном судьи. Рос мальчик, как беспризорник.

Произведение является особой формой обращения к русскому крестьянству, в которой выражается отношение народа в виде недовольства к проведенной реформой по отмену крепостного права.

Главные действующие лица рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Ермолай и мельничиха» охотники. Это Ермолай – некий непутевый работник, которого выдворил помещик за неумение делать что-любо как следует, и барин, под которым легко угадывается сам автор

Источник

Литература. 11 класс

Конспект урока

Миф и реальность в повести Ч. Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Нивхи – народ живущий в бассейне реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Численность 4, 4 тыс. человек (1970). Основу хозяйства нивхов составляли рыболовство, морской зверобойный промысел.

Орлан – крупная хищная птица из подсемейства канюков семейства ястребиных.

Юкола – вяленая на солнце рыба.

Кухлянка – верхняя меховая одежда у народов Севера.

Клан – родовая община.

Чалмаев В. А., Михайлов О. Н., Павловский А.И. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2012. 300 с.

Айтматов Ч. Прощай, Гульсары! Белый пароход. Ранние журавли. Пегий пёс, бегущий краем моря // Айтматов Ч. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 2. М., 1998. 350 с.

Радлов В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племён. М., 1963. 528 с.

Лосев А. Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 500 с.

Открытые электронные ресурсы:

Сайт о Ч. Айтматове http://www.aytmatov.com/ (дата обращения: 26.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

От фольклорного эпоса к реализму — вот путь, который проделала киргизская литература в XX веке. Дмитрий Лихачёв говорил, что «скачки и убыстрения» появляются там, «где есть необходимость догонять и где имеется возможность использовать опыт других литератур». И ещё там, где есть глубокие и достаточно весомые предпосылки для такого форсированного развития.

Для киргизской литературы такой предпосылкой стал Чингиз Торекулович Айтматов, создавший бессмертный эпос «Манас», который, по словам литературоведа Виктора Жирмунского, «по своим грандиозным масштабам… превосходит все известные памятники мирового эпического творчества».

Айтматов акцентирует своё внимание на «осознании народом своей исторической судьбы, права на будущее, которого достоин каждый народ и каждый человек».

Писатель говорит: «Меня волнует историческая родословная и биография идей, их общечеловеческая сущность. Разве не замечательно, если человек XX века способен осознавать себя современником Одиссея? И в свою очередь − вызвать Одиссея из глубин времени, беседовать с ним? Управление временем — это кажется сказкой».

Интересное наблюдение над стилем Чингиза Айтматова можно найти в статье главного редактора журнала «Новый Мир» Сергея Залыгина «Писатель и традиция»: «В “Белом пароходе” Чингиза Айтматова меня удивляет такая особенность: отдельно взятый абзац его повести то и дело звучит как сказка, однако же в целом − это вполне реальное произведение, написанное чистым и красивым русским языком». Уникальность писателя в том, что фольклор у Айтматова звучит так же насыщенно и реалистично, обладает той же силой, как и во времена его создателей. Почему так велик интерес Чингиза Айтматова к мифам и легендам разных народов? Вот что мастер слова говорит по этому поводу: «Я пытаюсь внедрить в современную реалистическую прозу то, что является наследием прошлой культуры: миф, легенду, предание. Ведь и ранее люди пытались осмыслить мир в художественных образах минувшего, и это осмысление имело для каждого времени свою злободневность… Человек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов. В повести “Пегий пёс, бегущий краем моря” я хотел показать, в каких отношениях могут быть поколения людей, что память об отце, брате, деде, о прародителях неотторжима от всей жизни последующих поколений». Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» опубликована в 1977 году. В ней автор рассказывает о трудной и опасной жизни охотников – нивхов. Писатель добавляет: «Я никогда не был там, я не знаю нивхов, но я знаком с самым первым писателем этой народности, с Владимиром Санги, который рассказал мне следующую историю. Семилетним мальчиком он вместе со взрослыми выехал в море на охоту. Они попали в густой туман и потеряли ориентировку. По истечении двух дней, когда они потеряли всякую надежду на спасение, они увидели пролетающую птицу и взяли курс по направлению её полета. Спустя некоторое время была обнаружена земля. Это событие было взято мною за основу, но как видите, всё остальное полностью изменено».

Читайте также:  Собака быстро ест корм из миски

Это мифологическая поэма, так называет её сам автор. Мифологизм Айтматова, оставаясь в реалистической традиции, представляет собой, явление пограничное. Несмотря на привлечение персонажей из нивхской легенды, по своей природе это реалистический рассказ о том, как четыре нивха были застигнуты в море гибельным туманом. Мифы живут в сознании героев, проявляясь в ритуальной песне-обряде, снах, выступая той бытовой, временной, эстетической приметой нивхов. Писатель–реалист Чингиз Айтматов последовательно раскрывает новый для себя национальный мир, широко используя нивхский географический, этнический, фольклорный материал. Показателен комментарий писателя нивхов Владимира Санги: «…В главном Айтматов как художник достиг поставленной цели. Он глубоко и верно изобразил нерасчленённое человеческое сознание, сумел войти в него». Автор строит свой рассказ в привычном для него эпическом ключе, широко используя повторы, рефрены, также применяя технику авторского голоса в зонах героев.

«Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся. Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать».

На страницах произведения реалистические приметы не только быта (одежда, охотничье снаряжение, лодка-долбленка), но и времени даны точно и ясно, чтобы воссоздать определённый исторический момент из жизни нивхов.

Примеры и разборы заданий тренировочного модуля

Ради какого важного события мальчику Кириску предстояло впервые выйти в открытое море? Подчеркните верный ответ.

Подсказка: «этот выход в море предназначался ему, его приобщению к охотничьему делу».

Разбор задания: «Пришёл такой черёд и Кириску, пора было натаскивать мальчишку, приучать его к морю…», « всё поселение клана Рыбы-женщины у сопки Пегого пса знало, что сегодняшний выход в плавание предпринимался ради него, Кириска, будущего добытчика и кормильца».

Соотнесите характеристику с героями.

Герой проявлял удивительную мудрость, выдержку и силу воли.

Для того он родился и для того он умирал, чтобы из последних сил продлить себя в сыне.

Двоюродный брат отца Кириска.

Подсказка: «Старик Орган понимал его».

Разбор задания: Эти герои пожертвовали собой ради Кириска, чтобы Кириск вобрал в себя и продлил в жизни все лучшее, что было в них, и передал это лучшее своим детям и внукам, т.е. своим поведением, своим примером они возложили ответственность за будущее.

Источник

Рецензия на книгу «Пегий пес, бегущий краем моря»

Это море – тоска моя, эти воды – слезы мои, а земля – голова моя одинокая

О несоразмерности маленького хрупкого человеческого существа и необъятной стихии можно, наверное, говорить бесконечно. И все равно тема никогда не будет исчерпана. Видимо, она столь же необъятна, как сама стихия. Столь же непостижима как сам человек. Почему же при столь большой разнице, при столь пугающей несоразмерности, эти величины все же схожи?

Перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров. И потому, пока человек жив, духом он могуч, как море, и бесконечен, как небо, ибо нет предела его мысли. А когда он умрет, кто-то другой будет мыслить дальше, от него и дальше, а следующий еще дальше и так без конца…

За суматохой дней, в окружении бездны глобальных катастроф, мы стали как-то забывать о личной трагедии отдельно взятого человека. Да, что там трагедии – сама человеческая жизнь давно перестала представлять собой какую-либо ценность и интерес. Вот в масштабах обществ, государств, нац- (и прочих) меньшинств еще можно о чем-то порассуждать. Никого не заботит судьба песчинки в пустыне – она всего лишь пыль под уверенными шагами марширующего в будущее человечества. Мыслить масштабно совсем неплохо, но велик риск упустить что-то важное, выплеснуть вместе с водой младенца. Может в этом и кроется корень всех проблем современного человечества? Пытаясь действовать глобально мы упустили что-то важное и теперь тычемся как слепые котята, вздрагивая от каждого шороха. Конечно не стоит идеализировать прошлое и отвлеченно рассуждать о том, что раньше и деревья были зеленее, и море синее, и воздух чище. В процессе своего возмужания человек одолел языческий трепет перед стихиями мира, короновал сам себя царем природы, но так и не постиг масштабов собственного царства. Воспарил высоко над землей, забыв о том, что даже самым могучим птицам приходится иногда ступать на земную твердь. И важно знать где эта твердь находится. Не опьянеть от самого чувства полета.
Чингиз Айтматов своей короткой повестью пытается хоть на миг вернуть человека на тот самый забытый аэродром, помочь обрести ту самую забытую простоту. И вряд ли этого возможно достичь, не пройдя через трагедию. Личную трагедию отдельно взятого человека. Его страх, его боль, его надежду и жертву. Четыре человека на небольшом каяке в безбрежнем море. Четыре песчинки или четыре капельки, четыре частицы мира, одновременно принадлежащих и чуждых ему – мудрый старик, маленький мальчик отправившийся на свою первую охоту и двое бывалых могучих мужчин. Как будто сразу несколько поколений, причем, поколений не утративших свою связь, как это происходит сейчас. Хранящих свой род, знающих свое место в мире. Хранящих и понимающих ценность этого знания. Даже их каяк, живет собственной жизнью, имеет судьбу и историю – он сделан из живого дерева, живыми благодарными руками и потому больше чем просто утварь или средство передвижения. Где-то там бороздят воды огромные стальные корабли белых людей – высокотехнологичные, быстрые, безопасные. Но неживые. Они безошибочно прокладывают свой путь между континентами. Но их не ждет за горизонтом каменный пес с белым пятном снега на голове, бегущий по своим делам краем вечного моря.
Этот пес зовет домой тех четверых на каяке. Указывает им путь и протяжно воет где-то там за горизонтом, в непроглядном тумане. О его лапы разбиваются волны, безразличные к судьбам маленьких людей. Но ведь когда-то люди вышли из этих о вод, море кормит их, море носит их на спине своих волн, море навсегда хоронит их в своих глубинах. Оно бывает жестоким или милостивым, щедрым или бессердечным, его нрав переменчив и непредсказуем. Как и характер человека. И только верный каменный пес неизменно ждет своих сыновей домой. А люди уходят, но не возвращаются.

Читайте также:  Сколько людей в россии имеют собаку

…Еще одна ночь протекала…
Шумел над морем ветер Орган, катились по морю волны Акимылгуны, и сияла на краю светлеющего небосклона лучистая звезда Эмрайина.
…Еще один день наступал…

Источник

О повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря»

Разделы: Литература

Прошлые мои публикации были посвящены проблемным урокам, урокам-исследованиям в старших классах, где ребята уже «подготовленные, искушенные» читатели, успевающие выполнить огромный объем работы за время одного урока, (Литература в школе №7 2007, Уроки литературы №6 2005). После каждой из публикаций мне приходилось не раз слышать упрёки коллег: за время одного урока (не подготовленного хотя бы частично заранее) такое количество «материала» можно осилить только при условии, что это будет лекция с элементами беседы, но никак не проблемное занятие – мало времени.

В 13-14 лет ученики ещё подростки. А если учатся в обычном классе, без всякого гуманитарного уклона? Какой самоотдачи от учителя требуют уроки у семи- и восьмиклассников! Вспоминаю, как на одном мастерклассе попросила финалиста конкурса «Учитель года» поделиться опытом работы в этих классах. Он засмеялся: «Боже упаси! Работаю только в 10-11 классах, больше ничего не умею». Но именно в среднем звене школы и нужно очень много работать учителю, чтобы в старших классах в рамки урока можно было «сжать» колоссальный объём работы. Чтобы не приходилось «натаскивать на ЕГЭ», чтобы не было, как в песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся: один серый, другой белый…»: будничные рабочие уроки, скучно-серые, и открытые, показательные, пару раз в год, белые-белые. Эта статья продиктована желанием поделиться опытом работы именно в самых «трудных классах» – в 7 и 8.

Первый урок в учебном году всегда посвящен прочитанным за лето произведениям. Формы таких занятий разнообразны: это и беседы, и викторины… Особенно запоминаются пресс-конференции, когда несколько ребят, прочитавших максимальное количество книг, отвечают на вопросы «корреспондентов». И если в 5 классе вопросы звучат так: «Кто из героев понравился? Как ты относишься к. », то в старших классах вопросы развернутые: «Мне кажется, что. а как считаешь ты? Критики пишут, что. можешь ли ты согласиться с этой точкой зрения»…

В списке литературы для летнего чтения обязательно несколько произведений современных авторов. И так уж повелось, что, начиная с 8 класса, в этом списке всегда есть одно произведение Чингиза Айтматова. В 8 классе – «Пегий пёс, бегущий краем моря», в 9 – «Белое облако Чингисхана», в 10 – «Буранный полустанок», а в 11 – «Плаха».

В этом году первый урок в 8 классе был посвящён только одному произведению из летнего списка, и начинался разговор грустными словами «ушёл из жизни», «был».
Повесть «Пегий пес, бегущий краем моря» очень интересна для работы с восьмиклассниками: сюжет им понятен, вопросов спорных много, философские размышления автора глубоки и важны, культурную значимость произведения нельзя переоценить. Кроме того, в школьной практике ребята мало имеют возможности
познакомиться с писателями, которые, не будучи русскими по национальности, так мастерски владеют русским словом. Эта работа и на читательский опыт ребят, и на перспективу. Они многого не поймут. Не надо им пока всё понимать. Но ощутить глубину произведения и увидеть мастерство талантливейшего писателя современности они смогут, да и нравственные проблемы послужат поводом для размышлений.

Вначале ребята отвечали на вопросы, обязательно подтверждая свои ответы фрагментами текста. В случае необходимости обращались к словарям. Казалось бы, ребята всего лишь отвечают на довольно простые вопросы учителя. Но именно так происходит проверка внимательности чтения, осмысленности прочитанного, корректировка восприятия, углубление, оттачивание читательского опыта.

Почему именно сейчас, а не раньше и не позже берут мальчика в море?
«Пришёл такой черед и Кириску, пора было натаскивать мальчишку, приучать его к морю…», « всё поселение клана Рыбы-женщины у сопки Пегого пса знало, что сегодняшний выход в плавание предпринимался ради него, Кириска, будущего добытчика и кормильца».

Что испытывает мальчик, отправляясь в море?
Состояние Кириска неодинаково, в течение времени оно несколько меняется : «Мальчик был взволнован», «И потому Кириск крутил головой по сторонам, как кулик…», «трудно было ему скрыть своё счастье», «глаза, сияющие, чистые, одухотворенные глаза мальчишечьи не могли утаить радости и гордости, переполнявших его ликующую душу». «Мальчик поражался, что море оказалось совсем иным, не таким, каким представлялось оно ему в играх на кручах Пегого пса…». «Открытое море ошеломило Кириска. Такого зрелища он не ожидал. Только вода – зыбучая, тяжелая вода, только волны – скоротечно возникающие и немедленно умирающие, только глубина – темная, тревожная…», «после того, как Пегий пёс скрылся с глаз. он стал улавливать некую смутную опасность, исходящую от моря, и почувствовал всю свою зависимость от моря – свою бесконечную малость…». «Это открытие настораживало мальчика. В том, что море заставляло постоянно думать о себе, таилось нечто неведомое, настойчивое, властное…», «Кириск хотя и попривык к морю и даже заскучал немного, но всё ещё не покидало его чувство удивления огромностью, неоглядностью морского простора».

Как передает его состояние Айтматов?
С этого вопроса начинается следующий этап работы над текстом художественного
произведения. Это незаметная, но важная для перспективы работа над стилем автора. Незаметная, потому что привычная. Ведь ещё в 5 классе, читая «Муму» Тургенева, мы работали над эпитетами, метафорами, сравнениями. А потом был «Чудесный доктор» Куприна в шестом и т. д., и т. д. Но вот важна эта работа именно сейчас, потому что мы можем очень удачно приблизиться к сложнейшему понятию: стиль автора. Записи, которые появятся на этом уроке, пригодятся и много лет спустя!

Эпитеты, сравнения, инверсии.

И, конечно, инверсии. Например, эти «глаза мальчишечьи» усиливают эмоциональность психологического состояния и Кириска, и старика Органа: для мальчишки всё бесконечно впереди и «век нескончаем», а старик уже знает, что «это не так».

Одной из языковых особенностей прозы Айтматова является частое использование автором обособленных определений, но пока на этом останавливаться мы не будем. Во втором полугодии при изучении определений на уроках русского языка есть прекрасная возможность не один раз вернуться к этой повести: анализ текста, тренировочные и объяснительные диктанты…

Читайте также:  Проплан для собак мелких пород с ягненком дозировка сколько давать

От вопросов, позволяющих вести наблюдения над сюжетом и словом произведения, переходим к вопросам, которые помогают осмыслить его в идейно-художественной целостности. На этом этапе учителю нужно так построить работу, чтобы у читателей-учеников осталось ощущение целостного и завершенного восприятия произведения, несмотря на то что «наиболее захватывающие моменты сюжета» не обсуждались. Они должны почувствовать, например, как удивительно просто и чётко, как органично связано с идейным содержанием произведения всё то, о чем мы только что говорили.

Вернемся к началу.
Что для Кириска этот выход в море?
Приобщение к миру взрослых, к миру охотников: быть кормильцем рода. Для Кириска охотники, взрослые, старейшина, его отец – это самые надежные люди.
И вот в каяке он впервые смутно почувствовал властную силу моря, и он, и старик Орган, и отец, и дядя – все они, самые сильные и мудрые, лишь «бесконечная малость» перед лицом великой стихии.

Зададим самый главный вопрос:
Что могут они противопоставить великой стихии?
Когда речь идет о мальчике, плывущем к месту своей первой охоты, писатель психологически точно использует глаголы: почувствовал, понял, стал улавливать, воспринимал, а вот слово думать автор не использует, разве только тогда, когда Кириск «невольно начинал думать о доме». И наоборот, когда речь идет о старике Органе, писатель повторяет: думал, думая, много и часто думал, в море «ничто не отвлекало от его великих дум». Почему такая разница в использовании автором слова думать? Согласно толковому словарю, думать – иметь мысли, направленными на что-либо. Большая и долгая жизнь опытного охотника, старейшины рода Органа наполнена опытом, т.е. знаниями, образами, легендами, снами, событиями… Вот на этот опыт и направлены мысли старика. Душа Кириска жаждет новых впечатлений. Он только набирает опыт своей жизни. И набирает бережно, внимательно, пытливо: «в другое время его привлекла бы и нескончаемая игра лучей на воде..; и очень обрадовался бы он тем странным, любопытным рыбкам…». Он и в этот раз всё заметил, но «не удостоил особого внимания – пустяки какие». Ещё раз заглянем в словарь. Не устаешь поражаться точности писателя в создании психологической характеристики героя в этом произведении! Именно такое сочетание: не удостоил внимания, вместо не обратил внимания. Он всё заметил, на всё обратил внимание, но ничего не сделал в знак внимания, т.е. не удостоил. «Он жаждал лишь одного – скорей бы добраться до островов». Он не думал об охоте, он её жаждал. Он не думал о море, оно его ошеломило. Но он думал о доме и уже понял, как дорог ему Пегий пес, понял, какой могучий и добрый был Пегий пес, понял разницу между морем и сушей… Айтматов повторяет трижды слово понял в маленьком абзаце: жизненный опыт мальчика становится больше. Но это не просто опыт как набор знаний, умений, переживаний. Это осмысленный опыт, теперь он об этом будет думать в своей жизни. Так же, как будет думать обо всём, что произошло с ним в этом первом приобщении к морю: о власти стихии, о смерти родных ради его жизни, о том, что море, небо и ветер живые, потому что ветер Орган, звезда Эмрайин и волны акимылгуны. Через сложное испытание прошло это духовное и кровное приобщение к природе.

Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Опыт.

С легендами, со снами о рыбе-женщине жил и уходил из жизни старик Орган. Нелегко и страшно было ему умирать, но мысль о рыбе-женщине давала надежду. Страшно, тяжело было перевалиться за борт Эмрайину, но мысль о том, что он продолжится в сыне, в детях сына давала силы. Теперь Кириск будет всегда думать, мыслить об этом, и «…я всем передам…». Как передаст? С помощью слова, его мысли и думы будут переданы словами «его именной песни, с которой ему жить до конца его дней».

Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Мысль. Слово. Ведь человек «тем и велик, что до самого смертного часа думает обо всём, что есть в жизни».

Конечно, далеко не каждый охотник проходит через такое испытание, что выпало на долю Кириска. Не каждому отцу приходится пожертвовать собой ради сына, не каждый дядя умирает ради спасения «малого». Почему именно им на долю выпало такое испытание? Судьба.

Урок – живая беседа. И иногда вдруг задаешь вопросы, которые не планируешь, да и ответа на них не знаешь. Выскочило. Просто подумала вдруг и произнесла вслух: « Кстати, почему в каяке не трое, а четверо?» Не на все вопросы нужно отвечать. Просто подумаем. Понятно, что старик – это прошлое, мальчик – будущее, Эмрайин и Мылгун –настоящее. Почему взрослых, сильных мужчин двое?

Этот вывод моих учеников имеет право на существование, хотя мы не знаем ни мнения автора, ни мнения критиков. Но он нами обоснован и художественно оправдан, значит, это находка наша, читателей.

«От судьбы не уйдёшь, известно, но на то она судьба – хочешь, покорись, хочешь, нет. Раз нам конец – кому-то можно и самому поторопить судьбу, чтобы другие повременили»,- с горечью бормочет старик. Тяжелое испытание приготовила судьба, но «если выдержишь, будешь великий охотник». Три великих охотника выдержали и стали жить в мифах, а четвертый, выдержавший испытание, жив, чтобы жили мифы о великих охотниках.

Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Из произведения в произведение несёт Айтматов эту непоколебимую веру в Любовь, которая способна противостоять любым испытаниям.

Подведём итоги. Запишем наши выводы. Но даже в этих «наших» выводах будет значительно больше того, что уже прозвучало. Конечно, это не будет полный ответ на вопрос, но для 8 класса уровень высокий.

Какие особенности прозы Ч. Айтматова нам удалось увидеть в этой повести?

Эта запись в тетради очень важна: в последующие годы при чтении произведений Айтматова ребята смогут соотносить свои впечатления, наблюдения с этими выводами. И это будет та важная стартовая площадка, с которой они смогут самостоятельно расширять и углублять свой читательский опыт, а проще говоря, смогут полнее вести этот удивительно мудрый и нравственный диалог с одним из лучших современных писателей.

Хотелось поделиться опытом работы в 8 классе, а получилось, что перечислила известные всем систематические виды работы на уроке литературы:

И оказалось, что на одном обычном уроке была проделана вся эта огромная работа. Хотя ученики всего лишь отвечали на несложные вопросы, смогли сделать маленькое открытие и слушали учителя, который помогал им сформулировать выводы. Вот и всё. И так каждый урок.

Источник

admin
Adblock
detector